«Поющий камертон»

Вокальный кружок «Поющий камертон»

Гигиена голоса

Голос — инструмент довольно хрупкий. Если вы не хотите остаться без голоса, необходимо знать элементарные правила ухода за вашим природным инструментом. Гигиена голоса важна не только для певцов, но и для актёров, учителей, преподавателей, дикторов, экскурсоводов, словом, для всех людей, чья профессия связана с голосом. Но в данной статье я напишу о гигиене голоса применительно для певцов. О том, что нужно делать, чтобы сохранить голос.

Элементарная гигиена голоса

Берегите голос. Не ходите в холодное время года по улице с открытым горлом. Не переохлаждайтесь. Желательно, не выходите на мороз сразу после пения (когда связки разогреты, холод может быть опасен). И уж тем более не пойте и не кричите на морозе! Петь на открытом воздухе можно лишь в тёплое время года при температуре выше 15 градусов. Старайтесь не простужаться и не болеть: иногда бывает, что после простуды, гриппа или ОРВИ голос не может прийти в норму месяц и более! Но к счастью, обычно через неделю уже всё в порядке. Я не знаю, от чего это зависит, боюсь, это непредсказуемо. В любом случае лучше предпринимать меры профилактики, чем болеть.

Конечно, важен здоровый образ жизни (но он важен и не только для голоса), оптимальный режим восстановления, сна, закаливание — безусловно, всё это полезно и для вашего голоса тоже.

Распевайтесь! Правильнее петь с предварительной распевкой. Она аналогична разминке, которая всегда должна проводиться перед тренировкой. Распевание не только разогревает голосовые связки, но и настраивает, концентрирует певца перед основной вокальной работой. Увы, бывает, что в реальной жизни распеться перед пением не всегда возможно и не всегда получается. Тем не менее, старайтесь перед пением хотя бы немного распеться.

Избегайте форсированного звука, постоянной твёрдой атаки и перехода на крик. Избегайте многократного повторения высоких нот, ни в коем случае не занимайтесь высокими нотами самостоятельно, когда рядом нет педагога.

Сухость в помещениях — ещё один враг голоса. К сожалению, с этим трудно бороться. Центральное отопление для голоса вредно, но проще принять это как данность нашего времени. Пробуйте использовать увлажнители воздуха. Когда-то ещё, кажется, Шаляпин говорил о том, что певцам рекомендуется жить в помещениях с печным, а не паровым отоплением. У многих из нас с вами вряд ли есть выбор;)

Общеизвестно, что голос «просыпается» часа так через 3-4 после того, как проснулся остальной организм. То есть утром голос звучит плохо, а чтобы распеться, требуется гораздо больше времени, чем обычно и т.д. Есть вокалисты, которые предлагают не напрягать голос в утреннее время, пока голос не проснулся, «иначе вы рискуете его потерять». Не могу с этим согласиться. Если вы профессионально занимаетесь пением, вы наверняка знакомы с таким словосочетанием, как «петь надо» — так вот, бывает, надо петь и утром.
Да, утром голос просыпается медленнее, чем вы сами. Да, если хотите, чтобы он звучал — распевайтесь заранее. Но петь утром, сразу как вы встали, не вредно! Более того, постепенно голос привыкает просыпаться раньше!

Ещё одна отдельная тема — занятия пением детей в период мутации. Мутация — период изменения голоса во время полового созревания. Если коротко, то петь в период мутации не запрещено, но показан щадящий голосовой режим, интенсивные занятия не рекомендуются. В этот период не нужно планировать и участие в вокальных конкурсах. Мальчики, которые занимаются пением серьёзно, в идеале должны хотя бы раз в погода показываться фониатру. У девочек мутация происходит проще и легче, так как и рост голосовых связок менее значителен, и увеличение гортани не настолько заметно.

Нагрузка на голос. Обычная и нормальная для профессионала нагрузка на голос — это пение в течение дня на протяжении 3-4 часов с небольшими перерывами. Это теория. На практике часто бывает больше. Иногда — гораздо больше. Но на этапе обучения вокальная нагрузка 3-4 часа в день может считаться максимальной. А если вы только-только начинаете учиться петь, делаете свои первые шаги, час в день — более чем достаточно.

Самый сложный для голоса режим — сочетание пения и громкой речи. Сочетание пения и крика — режим, убийственный для голоса.

При усталости голоса. Молчите. Это самый надёжный рецепт. Хорошо отдохните и выспитесь! Не ленитесь использовать кальций и витамины (об этом подробнее ниже).

Питание, витамины, вредные привычки

Перед пением не употребляйте:

  • шоколад,
  • орехи, семечки,
  • мороженое,
  • чипсы,
  • напитки с газом, особенно сладкие газировки.

Питайтесь правильно: включайте в свой рацион достаточное количество белка и не забывайте про витамины, особенно группы B.

При повышенных нагрузках на голос фониатры рекомендуют препараты кальция, например, Кальций Сандоз (растворимые шипучие таблетки, принимать по 1000 мг в сутки, лучше во время еды), витамины группы B, женьшень, элеутерококк.

Отдых для голоса — это молчание. Если хотите, чтобы голос эффективней отдохнул — не слушайте музыку, особенно вокальную. Известно, что голосовые связки неосознанно, непроизвольно напрягаются, когда вы слушаете музыку. Это называется пассивным пением. Если голос очень устал — не разговаривайте, даже шёпотом, и не переписывайтесь в чатах и соцсетях (связки и при этом «работают»!). Полное молчание и тишина!

Петь лучше не на голодный желудок, но и не на переполненный. Если вы занимаетесь пением, вы наверняка уже почувствовали это сами. Считается, что оптимально принимать пищу за 2-3 часа до пения. В реальной жизни —  как получится) Но перед выступлением действительно стоит позаботиться о том, чтобы покушать заранее))


Распевание

Распевание перед пением имеет три основные функции.

  1. Распевка — как разминкаперед тренировкой. Перед тем, как начать тренировку, мы подготавливаем к ней организм, приводим его в тонус, разогреваем мышцы для того, чтобы они были эластичными и могли безопасно растягиваться, чтобы движения стали более управляемыми: всё это делается для того, чтобы избежать травм. Распевание перед пением имеет абсолютно то же назначение. В теле голосовых складок находятся мышцы, которые так и называются — мускулис вокалис. Именно их и нужно разогреть перед основным занятием, основной вокальной работой. Разогретые голосовые связки гораздо лучше и приятнее управляются, они более послушны. И распеванием мы в значительной степени предохраняем голосовой аппарат от какого-либо травматизма.
  2. Распевка- это набор вокальных упражнений. Эти вокальные упражнения не только разогревают мышцы и голосовой аппарат, но могут и решать различные вокальные задачи. Первая и главная такая задача — расширение диапазона. К высоким и к низким нотам можно и нужно подходить лишь последовательно. На вокальных упражнениях могут решаться задачи развития музыкального слуха, координации между слухом и голосом. Вокальные упражнения прекрасно формируют основные вокальные навыки, начиная с кантилены и заканчивая ровностью диапазона, позволяют проработать различные штрихи, приёмы. Навыки, наработанные на вокальных упражнениях, затем используются в пении произведений.
  3. Распевание позволяет певцу настроиться, сосредоточиться, сконцентрироваться, включиться в процесс, попасть «на нужную волну», подготовиться к занятию психологически: забыть о проблемах и делах, привести голову в порядок:)

Основные правила распевания

  1. Нельзя приступать к пению высоких нот, предварительно не распевшись, не разогрев связки.
  2. Распевание начинают с примарной зоны — с середины вашего диапазона.
  3. Сначала идут по хроматической гамме вверх, затем, не дожидаясь предельно высоких нот, которые певец взять просто не может, спускаются вниз.
  4. Как правило, упражнения в начале распевки имеют небольшой диапазон: можно начинать с распевок на одной ноте или в диапазоне терции, затем переходить к вокальным упражнениям в диапазоне квинты, в конце распевки доходить до упражнений в диапазоне октавы и более. Всё это зависит от уровня профессионализма певца. Начинающий вряд ли справится с октавными упражнениями даже в конце распевания.
  5. Длительность и сам набор упражнений для распевки определяется, конечно же, исходя из конкретных задач. На начальных этапах обучения вокальные упражнения могут составлять достаточно весомую часть урока вокала.
  6. Если вы начали петь, и слышите, что голос сегодня «как-то не звучит», распевайтесь более последовательно, более аккуратно, в более щадящем режиме и отведите распевке больше времени, чем обычно.
  7. Нет никакого смысла петь на распевке тихонечко и не в полный голос, так как в таком режиме ваши связки не разогреются. Если распеться необходимо, но громкие звуки издавать из-за каких-то обстоятельств категорически нельзя, можно распеваться с закрытым ртом (это не столь эффективно, но может пригодиться иногда как выход из положения). При распевании нужно петь в полный голос, но необходимо избегать и форсированного звука (нарочно предельно громкого и уже некрасивого), а также жёсткой атаки звука (резкого акцентированного начала ноты) и перехода на крик.
  8. Обязательно ли менять упражнения в каждом распевании? Вовсе нет. Можно распеваться на одних и тех же любимых и удобных упражнениях. А можно и менять, чередовать распевки, чтобы решать необходимые задачи.

Повторить и закрепить песню «Спасибо вам, родные наши деды»